Saturday, August 3, 2013

Россия: Свидание с Леной М

Посёлок Амдерма в Ненецком автономном округе.

В Советском Союзе, ещё в середине 1950-х годов было принято решение разрабатывать новые радиолокационные станции не в виде передвижных устройств на автомобильных шасси и прицепах, а в виде стационарных помещений, расположенных на закреплённых за ними позициях. Это позволяло создавать большие антенны, не экономить на числе аппаратуры и её размерах, а так-же расположить аппаратуру с защитой её от морозов или зноя. Одной из таких новых разработок РЛС получившая название Лена-М или П-70, или как её ныне часто называют Лена П-70. Станция была разработана в Горьковском НИИ Радиотехники в период 1960-1968 годы и предназначалась для работы на протяжённых границах страны. Главным конструктором стал Овсянников Василий Иванович, автор уже зарекомендовавшей себя РЛС П-14 или Лена.

РЛС Лена-М (П-70)

Станция П-70 работала в метровом диапазоне волн и обладала несколькими выдающимися особенностями. Во-первых, она имела максимальную отдачу мощности с единицы площади антенны, а именно 17000 Ватт с квадратного метра. Для примера, РЛС П-14 могла отдать лишь 500 Вт с квадрата. При этом мощность передатчика составляла около 20 кВт.

Во-вторых, на Лене П-70 был впервые в мире применён зондирующий сигнал сложной формы. Представьте, что РЛС при своей работе испускает в пространство простые радиосигналы, например "пиу", "пиу", "пиу". Отразившись от предметов, они возвращаются, антенна их ловит и определяет где и что находится. Однако, эти сигналы весьма просты и различного вида помехи изменяют картинку, рождая ложные "пиу", которые легко принять за самолёт. Что-бы уменьшить влияние шумов и помех, применяют сложные сигналы. То есть, станция отправляет уже не "пиу", а скажем "пи-пи-пиу-пиу-пи-пиу-пиу-пи-пи". Вероятность появления помехи такой формы уже куда меньше, чем простой помехи, что увеличивает эффективность работы станции.

Идея со сложным сигналом достаточно простая, но в послевоенные годы наталкивалась на теоретические и технические трудности связанные с требованиям излучать мощные но короткие сигналы (мощность влияла на дальность обнаружения, длительность сигнала на разрешающую способность, но техника не позволяла добиться такого сочетания и выходило либо мощно-коротко, либо слабо-длинно.) Наконец, учёные пришли к решению генерировать мощный но длинные сигнал, а затем сжимать его. Теория сжатия сигналов была разработана ко второй половине 50х годов (засекречена в Союзе до начала 70х). Таким образом, сжимая сигналы в 50 раз, Лена П-70 позволила обнаруживать цели на расстоянии до 2300 километров, обогнав по разрешающей способности предыдущую разработку в 10 раз). Конечно, это предельная граница в идеальных условиях, а на практике цель с отражающей способностью эквивалентной самолёту Миг-17 обнаруживалась за 390 километров (высота полёта 10 км). При высоте полёта 100 метров, расстоянии сокращалось до 40 километров.

В процессе создания станции было решено ещё множество других проблем, рассмотрение которых тянет на отдельную специальную статью, посему мы оставим их и перейдем к описанию самой станции. Всего было построено 11 Лен, из них одна на территории завода и одна на полигоне Капустин-Яр. Остальные восемь были расположены по периметру границ Советского Союза и последняя в Монгольской Народной Республике.

Вся аппаратура РЛС размещалась в двухэтажном здании, обитом железом и оборудованного гермодверьми. В полярных районах вечной мерзлоты, здание устанавливали на сваи. Комплект для сбора станции состоял из 605 ящиков и 30 кабельных бобин. Для транспортировки комплекта к месту сборки требовалось привлечение двух четырёхосных вагонов, 35 полувагонов, 128 автомашин Краз-2556, 150 вертолётов типа В-10 и 22 самолётов Ан-22. При всём этом станция собралась специальным подразделением в количестве 45 человек за 210 дней.

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

В центре второго этажа располагался центральный пульт управления с индикаторами кругового обзора установленных в дугообразной консоли. В его составе находилось два индикатора кругового обзора, один индикатор "азимут-дальность", один индикатор скорости помехи, два индикатора контроля, устройства дистанционного управления аппаратурой и контроля аппаратуры.

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

Позади экранов центральная стойка электропитания. В дежурном режиме станция потребляла не более 100 кВт по аппаратуре и 145 кВт на вращение антенны. В боевом режиме (включены оба канала) мощности возрастали в два раза.

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

Рядом размещались два одинаковых комплекта приемников, аппаратуры обработки и защиты от помех, в том числе самонаводящихся снарядов.

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

Самый большой зал второго этажа занимало оборудование передатчика. На фото стойки усилителя мощности в открытом и закрытом состоянии.

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

Стойки опоясывают многометровые, вертикально пронизывающие здание, трубы и аппаратура перестройки ПДУ.

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

Элементы усилителя. Всего на станции было четыре усилительных каскада.

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

Трубки воздушного охлаждения усилителей.

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

Блоки модуляторов усилителей передатчика.

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

Анодный отсек задающего генератора.

РЛС Лена-М (П-70)

Кроме того, на втором этаже размещались учебный класс, лаборатория и мастерская, комнаты ЗИП и отдыха обслуживающего персонала, библиотека, кухня, туалет. Интересно, что пищевой холодильник был оборудован открытым - внутри здания, но без отопления, отгороженный гермодверьми.

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

Библиотека. В ней находятся десятки некогда грифованых томов технического описания станции - схемы, фотографии, рисунки, описания. На многих из них стоит гриф даже не "для служебного пользования", а самое настоящее "секретно".

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

На первом этаже элементы системы электропитания. Время полного включения станции составляло 8-9 минут (при работающих преобразователях частоты напряжения), а без них 12 минут. Включение из горячего резерва укладывалось в минуту.

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

Механизмы привода поворота антенны. Так-же в этом зале находись преобразователи частоты напряжения в колчичестве пяти штук, но они не сохранились.

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

Значительная часть аппаратуры была выполнена на новой (по тем временам) элементной базе - миниатюрных пальчиковых лампах, использование которых позволило разработать набор типовых функциональных модулей, встраиваемых в стойки. Кроме того было применено большое количество радиоэлектронных сборок - по сути небольшая печатная платка на десяток радиодеталей, расположенная в пластиковом корпусе с выступающими ножками-контактами. Это был далёкий предок современных микросхем. Вообще, в конструкции РЛС применялось 8309 полупроводников и 8615 радиоламп.

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

Что же касается радиоламп - то практически все крупные лампы не сохранились (отсутствуют в гнёздах), однако я таки смог найти несколько весьма немаленьких. Кроме того, забегаю вперёд, скажу что на КП местного ПВО был обнаружен целый склад радиоламп. Десятки видов упакованных в картонные коробки.

Вылезем на крышу к антенне. Размеры её параболического отражателя 48 на 28 метров, при этом огромная массивная конструкция вращалась по кругу, катаясь на опорных катках. Круглый антенный элемент в центре основного зеркала отдельная антенна систем опознавания "свой-чужой". Вес вращающейся части составлял 42 тонны. Антенна могла вращаться со скоростью 2,5 оборота в минуту при скоростях ветра до 30 м/c или 5 оборотов в минуту при скорости до 20 м/c. Выдерживая постоянный ветер до 50 м/c и наледь до 20 мм, антенна была оборудована системой защиты от гололёда и позволяла (путём пропускания тока 120 вольт через конструкции) за 40 минут растопить лёд толщиной до 5 мм, потребляя при этом 300-350 кВт.

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

Как видно, в центре поворотного круга царит полный разгром - следствие изъятия кабелей. Кроме того, была повалена небольшая вспомогательная антенна, располагавшаяся с другой стороны главного зеркала.

На отдельной штанге в сторону отходит блок антенн-облучателей, включающий в себя как антенны формирования зондирующих импульсов, антенны системы пеленга и запросчика "свой-чужой".

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

Заключительный взгляд на Леночку. А потом я расскажу про выносной пост, входивший к комплект каждой из станций.

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

РЛС Лена-М (П-70)

Список использованных источников

  1. Радиолокационный комплекс П-70, инструкция по эксплуатации, часть 1.
  2. Радиолокационный комплекс П-70, техническое описание, введение и глава 1.
  3. Радиолокационный комплекс П-70, фотоснимки и рисунки к главе 2 технического описания.
  4. Радиолокационный комплекс П-70, фотоснимки и рисунки к главе 9 технического описания.
  5. Александр Зачепицкий, Журнал "Воздушно-космическая оборона", статья "Страж советского неба".

Источник

No comments:

Post a Comment