Monday, September 10, 2007

Пожар на сооружении №2, 17 сентября 2004 года

город Балхаш-9 - "девятка", затерянный в казахской степи гарнизон Российской Армии.

Волею судьбы я провел там два года, с декабря 2001-го по январь 2004-го. Не знаю... с той поры времени прошло не очень много, но мне сейчас кажется что это были лучшие дни моей жизни. Самые острые и живые воспоминания связаны у меня с объектом под названием "сооружение №2" или "двойкой"... Радиолокационная станция "Дарьял-У" (сооружение №1 - передатчик, сооружение №2 - приемник) предназначалась для дальнего надгоризонтного обнаружения баллистических ракет и космических объектов на "южном ракетоопасном направлении" - в секторе Западный Китай - Иран.

"Двойка" это памятник великой советской эпохе. Это полет мысли советских ученых и инженеров, это романтика советских студентов, комсомольцев и строителей. В те времена все слышали про БАМ, пели песни, слагали стихи, снимали фильмы. А про объекты №1 и №2 не знал никто. Между тем ума, воли и труда там вложено было не меньше.

Когда я приехал я на "девятку" сооружение №2 официально было "законсервировано". В реальности же оно было разграблено и разбито. Когда я начинал свою службу на первых этажах еще гудели трансформаторы и в темноте коридоров светились зеленые лампочки индикаторов, верхние этажи представляли собой ужасное зрелище - по коридорам были разбросаны искромсанные остатки радиоаппаратуры, высота этого хлама порой доходила до пояса.

В составе "оперативной группы" я часто участвовал в зачистке сооружений от мародеров и бандитов грабивших сооружение. Эти дневные и ночные рейды были похожи на захватывающие приключения. Когда идешь в темноте с автоматом наперевес, освещаешь путь тусклым светом фонарика, вслушиваешься в малейший шум в поисках "мамбосов" и "калбитов"(так мы называли тамошних мародеров) и имеешь хорошие шансы получить по голове из-за соседнего ящика с аппаратурой, чувствуешь себя героем игрушки "Doom" или "Quake". Как мы мерзли в ночных засадах на крышах прилегающих сооружений, в ямах в степи, как мы совершали внезапные набеги на бригады местных бандитов... как с полковником А.Низовым мы жгли в заброшенных бараках мотоциклы "мамбосов". Это были лучшие дни моей жизни... Да...

Каждый раз я приезжал и уезжал с сооружения №2 с тяжелым чувством. "место где сломалась история" - называл я "двойку". Коридоры и кабинеты двойки напоминали фантастическую космическую станцию, которую, то-ли из-за эпидемии, то-ли из-за страшной катастрофы внезапно покинул весь ее экипаж. В шкафах мы находили банки недоеденного варенья, на столах лежали развернутые журналы боевого дежурства в которые казалось только что дежурный оператор заносил записи и вот только что вышел казалось бы на 5 минут, в чайной комнате тоже словно люди только что здесь пили чай и только что вышли, лишь десятилетняя пыль на столе и на посуде говорила о том что люди покинули это место уже давно и по всей видимости навсегда.

Во время одного из дежурств на сооружении №2 я шел по коридору и наткнулся на гору радиотехнического лома, на вершину этой горки какая-то циничная рука водрузила огромный портрет Горбачева(раньше специально печатались такие портреты для учреждений). Это было очень символично. Я сфотографировал ее. Потом я шел с фотоаппаратом и фотографировал все что видел - солдат и офицеров "дербанивших" шкафы с радиоаппаратурой, горы лома, бесконечные ряды шкафы бесценнейшей аппаратуры. Я поймал от этого кураж, была словно эйфория от запечатления этого ужаса, этого технологического краха нашей Империи. Подобно прохановскому Литкину из "Идущих в ночи", я со сладострастием снимал этот ужас. Внезапно я осознал это и остановился - мне стало стыдно, я перестал фотографировать этот кошмар и больше никогда этого не делал.

Иногда, по ночам, когда в степи воет монотнонный холодный ветер, мне казалось что, это не ветер завывает, а слышно как плачет одинокая "двойка". Плачет об ушедшей эпохе, обо всех нас, о ее "солдатах империи"

За несколько дней до убытия с "девятки", в морозный январский вечер, я ходил прощаться с "двойкой". Ее черные окна смотрели на меня грустными глазами. Я говорил ей "до свидания "двойка" - моя радость и моя печаль".

17 сентября 2004-го "двойку" сожгли... Говорят что сожгли казахи. Скорее всего так на самом деле и было. В январе 2003-го сооружения №1 и №2 были переданы Казахстану. Тамошним чиновникам видимо также как и нашим военным чинам очень не хотелось нести ответственность за то что случилось с этими столпами советской военной нженерной мысли. "Двойка" была сожжена. Я смотрел на кадры хроники пожара с тяжелым чувством, мне хотелось плакать. Очень больно, больно смотреть как догорали остатки могущества моей Родины, моей Империи...

это "полковник Петя"(размахивает руками) - начальник тыла части, полковник Рыбак П. В свое время балхашские "братки" подарили ему машину "десятку" видимо за особые заслуги. Все военное начальство части завидовало ему. Через пару месяцев он разбил ее вдребезги когда напился и  врезался в кирпичный забор у КПП на выезде из части.

полковник Тимошенко Виктор Николаевич - "Тимоха" или "рыжий", начальник штаба части. Главный креативщик "девятки". Личность во многом выдающаяся и очень-очень противоречивая. Однозначными оценками судить об этом человеке конечно нельзя. Одно скажу точно - мне очень нравилось ездить на сооружения под его командованием, он был таким же "безбашенным" и "тронутым" как и мы - "молодчики полковника Низова" В ноябре 2002-го этот человек спас меня от уголовного дела под которое я гремел по статье 286 ч.3 п.а) - "вытащил за уши из говна", отпаивал, отмачивал и отпаривал прокурора в течение недели пока тот наконец не отказался от возбуждения уголовного дела.

  полковник Низов Анатолий Алексеевич, главный инженер части.
Пожалуй из всего руководящего состава части это был самый толковый человек. Умница. Про таких как он можно писать книжки.

Жена его Наталья Михайловна, рассказывала что они с Анатолием Алексеевичем дружили с 4-го класса, сидели за одной партой. Потом вместе поехали из Ростова в Ленинград, поступать учиться. Она поступила в пединститут на филфак, он в Ленинградский Университет на физфак. Курсе на 3-м цыганка ей нагадала что она станет женой военного. Анатолий Алексеевич тогда военным не был и среди ее знакомых военных тоже не было, и потому она была очень удивлена. На 4-м курсе Анатолий Алексеевич перевелся в Инженерную Академию им.Можайского и стал военным человеком... Такая вот история :-)))

По слухам он был подпольным миллионером(долларовым разумеется), но вел себя очень скромно. В отличие от всех остальных ни разу не был замечен в связях с местными бандитами и не запачкал свою репутацию воровством. Службу на "двойке" начал с лейтенантских погон, дослужился до зампотеха 52-й части - "двойки" и "единички". Мелочевкой он не занимался, когда начался развал он по всей видимости прибрал к рукам ставшее бесхозным радиоэлектронное хозяйство - видимо речь шла о "запасных" радиоэлементах, ставших никому не нужными. Сделал это очень аккуратно и тихо, так что ни один пиндос не смог его упрекнуть в этом. Более этим он не занимался.

Когда он оставался за командира части, никогда не было ни невротизма, ни суеты. Совещания были краткими, задачи четкими. Вообще его доклады на совещаниях были самыми четкими и аргументированными. Несмотря на то что вырос он из инженеров, командиром он был очень хорошим, пожалуй лучшим из тех с кем приходилось встречаться. Он бы и стал очень хорошим командиром части если бы остался служить в армии...

Быть под его командой в составе оперативной группы, мне нравилось более чем со всеми остальными (Тимошенко, Рыбак, Микитчук, Попов. Последний пиндос вообще свою жопу из машины не вытаскивал во время рейдов, не то чтобы лезть на сооружение). У него было этакое звериное чутье и хватка хищника. На "двойке" он знал каждую ступеньку, каждый угол. С ним обычно без добычи не возвращались. Помню как весной мы жгли степь - выкуривали казахов из камышей в соседнем болоте... Это было крутое зрелище особенно когда стемнело очень здорово смотрелось с крыши 31-го сооружения. "Пол" поджигал с одной стороны я с другой. "Германская пехота в украинской пшенице" - смеялся я когда увидел как "Пол" запаливал суховей.

Почему-то в "дело" он предпочитал брать Полунина Серегу "Пола" и меня. Во время разборок мы обычно ничего не делали, просто стояли позади него с автоматами и все... этакие "гориллы" :-))) - веский аргумент на всякий случай. Однажды на выезде мне дали автомат без патронов и мы поехали на сооружение. У меня была рация и автомат. Я остался на входе в сооружение, он с Полом в сооружение. Потом поступила команда перейти на первый этаж. Я шел и когда слышал шум щелкал затвором и орал благим матом... Еще помню как мы в подвале сооружения №2 обнаружили группу из 11 мамбосов. Нас было трое, из оружия был только пневматический пистолет у Низова, прапора послали за Полом у которого был автомат и который остался наверху. В это время мы положили мамбосов лицом к земле, Низов приказал мне охранять их, а сам двинулся дальше по коридорам подвала. Я был тогда щуплым безусым лейтенантом и мне было немного боязно. Чтобы перебить страх я орал матом и приговаривал "Суки, кто поднимется - башку разобью". Никто не дергался. потом появился Низов, привел еще одного мамбоса за шиворот и дал мне в руки огроменные ножницы для резки кабеля. Схватив в руки столь массивный металлический предмет я почувствовал себя намного уверенней, руки уже больше не дрожали. Потом подтянулся Пол с солдатами, вызвали машину из части. Мы стали вязать мамбосов алюминиевым проводом по 2-3 человека и выводить на поверхность... Вечером того же дня, Низов увидел резиновый ремень торчавший из окна напротив 31-го сооружения - обнаружили еще одну группу из 8-ми мамбосов уже на крыше рядом с 31-м сооружением. Микитос (полковник Микитчук - зам командира части) бестолково хуячил из автомата в воздух и радовался как ребенок - "Вот я хуйнул!!!". Поскольку за патроны надо было отчитываться, хуйнув очередь Микитос орал: "Сафиуллин, Полунин - гильзы ищите". Так Микитос хуячил, а мы с фонариками в темноте собирали гильзы... Вызвали взвод солдат автороты, выставили оцепление и взяли всех, затем на грузовики грузили нарезанный мамбосами кабель, примерно 5-6 тонн. Впоследствии кабель этот прибрал к рукам "полковник Петя", он долго лежал на подсобке, пока казахи его не спиздили. И уже позже опять ездили на разборки с "Петей", когда мы взяли каких-то мамбосов, один из которых был местным "авторитетом", "Петя" орал - "Это вы мой(!) кабель спиздили!". "Авторитета" посадили в карцер, откуда тот съебался :-))) два дня спустя, до смерти напугав бойца и сержанта роты охраны которые его охраняли.

Но это история отдельная. А в тот день после погрузки кабеля Тимоха, Низов и мы(несколько офицеров) возвращались в гарнизон. Когда же въезжали через КПП, по рации поступила команда - "На КВЦ обнаружена попытка проникновения на пост" - и мы "с места в карьер" все двинулись на КВЦ, там на крыше лежала кирка, несколько походных сумок связанных веревкой и в крыше над складом была небольшая выбоина. Очевидно сия попытка проникнуть на склад была предпринята нашими - "офицерами" нашей части, но видимо их вовремя предупредили их же подельники из дежурившей на сооружении смены. Когда вернулись в часть время было примерно час ночи, мы с Полом стояли в этот день ответственными офицерами в своих ротах, поужинав в кабаке "У узбека", приведя себя в порядок мы вернулись в казарму. Дежурный по роте живо интересовался прошедшими в этот день событиями, попили чай и я пошел отдыхать - завтра начинался новый день :-)))

<...>

В октябре 2003-го у полковника Низова заканчивался контракт, новый контракт он, разумеется, подписывать не стал. В последний раз я встретил его во время обеденного перерыва на улице. Он остановился и говорит:
- Зря ты так...
- Что, зря, товарищ полковник?
- Зачем тебе эта Чечня, зачем тебе контракт подписывать с ними?

Я заверил его что в Чечню уже не еду, так как перевод мне никто оформлять и не собирался, а подписывать контракт с этими я не стал, сказал что по окончании службы попробую устроится в ФСБ. Тут он достает из кармана своего засаленного бушлата огромный разводной ключ(как он там у него поместился? :-))), сделал им движение словно проворачивал что-то и сказал: "Это правильно, сейчас пора закручивать гайки..." Мы попрощались. Больше я его не видел. Когда вернулся из отпуска, сказали что Анатолий Алексеевич уехал из части. У жены его, завуча школы Натальи Михайловны (она с дочкой осталась до конца учебного года), спросить его адрес я постеснялся. Наверное зря.

Все эти кадры очень напоминают мне хронику 11 сентября в США...

Источник

No comments:

Post a Comment