Thursday, July 14, 2011

Растет потребность в АВАКСах

Еще одной безусловной тенденцией мирового рынка авиационной техники военного и двойного назначения, отчетливо проявившейся на нынешнем Парижском международном аэрокосмическом салоне, стал усилившийся спрос на самолеты ДРЛО и У различной размерности. При этом многие страны, которые считают «большие АВАКСы» избыточными для своих вооруженных сил или же просто не имеют средств на их приобретение и последующую эксплуатацию, проявляют активный интерес к более дешевым машинам аналогичного класса, созданным на базе средних военных транспортников или даже бизнес-джетов.

Важность наличия в составе национальных ВВС самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления наглядно подтвердили последние локальные конфликты, а самым свежим примером стала война в Ливии. Так, исходя из анализа действий авиационной группировки Североатлантического альянса, можно без труда сделать вывод о важной, если не сказать – определяющей роли машин ДРЛО и У для успешного решения возложенных на авиацию западной коалиции задач. Всего в рамках операции Unified Protector, проводимой НАТО, применялись и продолжают применяться самолеты Е-3 ВВС Великобритании, Франции и США. К примеру, французы располагают четырьмя E-3F, входящими в 36-ю эскадрилью, которая дислоцируется на базе «Авор» (Центральная Франция).

По данным командования группировки НАТО, ежедневно над Ливией находится один самолет ДРЛО и У – ротация машин осуществляется с таким расчетом, чтобы круглосуточно контролировать территорию, где проходит операция альянса. «Летающие радары» обеспечивают проведение атак натовской авиации по воздушным и наземным целям, связь летчиков ударных самолетов с Объединенным центром воздушных операций НАТО на военно-воздушной базе «Поггио-Ренатико» на северо-западе Италии. Это существенно повышает оперативность применения воздушной мощи НАТО по объектам войск, остающихся верными полковнику Каддафи.

Кроме того, Е-3 активно взаимодействуют с другими машинами, находящимися на ТВД и решающими схожие задачи: Е-2С «Хокай» с французского авианосца «Шарль де Голль» и Е-8 JSTARS ВВС США, оснащенными радарами с синтезированной апертурой луча. Примечательно, что уже в следующем году французские E-3F должны пройти модернизацию, в результате чего они по своим возможностям приблизятся к стандарту американских E-3B/C.

Осознавая высокую важность ДРЛО и У для обеспечения высокоэффективного применения авиационной компоненты национальных вооруженных сил, все больше стран мира принимают решение закупить для своих ВВС или ВМС такие самолеты. Например, в последнее время машины данного класса приобрели Сингапур и Таиланд, а Индия намеревается иметь сразу два типа самолетов ДРЛО и У – большие (российско-израильский А-50ЭИ на базе планера Ил-76) и средние (на базе планера ЕМВ-145 бразильской компании «Эмбраер»).

Контракт на поставку трех авиационных комплексов ДРЛО и У А-50ЭИ, созданных на основе планера Ил-76ТД Ташкентского авиационного производственного объединения имени В. Чкалова, оснащаемого новыми двигателями ПС-90А-76 и израильским радиотехническим комплексом «Фалькон» компании «ЭЛТА Системс», был подписан с Минобороны Индии в 2004 году, его стоимость – около 1,1 миллиарда долларов. Забегая вперед, отметим, что компания «ЭЛТА Системс» разработала и выпускает не только радиотехнический комплекс для А-50ЭИ. Она также является создателем и производителем аналогичного по назначению комплекса для самолета ДРЛО и У «Галфстрим» G550, который включает РЛС с конформной антенной, и комплекса нового поколения для новейшего среднего самолета ДРЛО и У С295 европейского консорциума «Эрбас», о котором речь пойдет ниже.

Первый А-50ЭИ (бортовой № KW3551) был облетан в Таганроге, на базе ТАНТК имени Г. Бериева 29 ноября 2007 года и поставлен на вооружение ВВС Индии в 2009-м. Вторая машина поднялась в воздух 11 января 2009 года, ее приняли в эксплуатацию в марте 2010-го. Заключительный, третий самолет ДРЛО и У приземлился год спустя на индийской военно-воздушной базе в Агре (там будут находиться все три А-50ЭИ и подчиняться Центральному авиационному командованию ВВС).

Между тем еще раньше заинтересованные стороны приступили к переговорам о возможности дальнейших поставок самолетов данного типа. Учитывая достаточно большую площадь Индии и значительную протяженность границ, которые на западе (с Пакистаном) и на востоке (с Китаем) весьма неспокойны, можно утверждать, что трех самолетов А-50ЭИ индийским военным явно недостаточно. Особенно для того, чтобы не только контролировать собственное воздушное пространство и приграничные районы, но и вести постоянный мониторинг расположенных на опасных направлениях военно-воздушных баз ВВС Пакистана и Китая, а также держать под контролем совместно с закупаемыми в США самолетами «Посейдон» прилегающую к побережью республики акваторию Индийского океана.

К тому же растет как в количественном, так и в качественном отношении «флот» АВАКСов в Китае. А командование пакистанской авиации в прошлом году продемонстрировало первый из четырех самолетов ДРЛО и У типа ZDK-03 китайской разработки и постройки (машины созданы на базе планера турбовинтового транспортного самолета Y-8F-600 – усовершенствованной в Поднебесной копии советского Ан-12), которые Исламабад намерен приобрести в рамках девятилетнего плана строительства национальных ВВС. Соответствующий контракт на переоборудование транспортных машин в самолеты ДРЛО и У стоимостью 278 миллионов долларов был подписан с компанией «Чайна Электроникс Текнолоджи» в 2008 году.

На международном аэрокосмическом салоне «Аэро Индия-2011» (февраль, Бангалор) заместитель генерального директора Рособоронэкспорта Виктор Комардин, отвечая на мой вопрос, отметил: переговоры с индийцами о новых поставках наших АВАКСов продолжаются и вполне вероятно, что следом за тремя машинами ВВС Индии закажут еще три самолета данного типа. Есть два варианта будущего контракта: постройка А-50ЭИ на базе имеющихся в заделе на ташкентском заводе планеров Ил-76ТД либо использование в качестве платформы нового планера российской сборки – самолета Ил-476. Его производство в соответствии с распоряжением правительства России от 20 декабря 2006 года налаживается в настоящее время на ульяновском предприятии «Авиастар» (первый летный экземпляр самолета должен быть готов уже до конца текущего года). Примечательно, что на недавнем Международном авиатранспортном форуме, проводившемся в Ульяновске, на одном из стендов демонстрировалась модель А-50ЭИ – уже на базе планера Ил-476.

Не исключил возможности продолжения данной программы и генеральный директор Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин, подчеркнувший в беседе с журналистами во время Парижского международного аэрокосмического салона, что новые контракты на самолет А-50Э вполне вероятны даже с учетом того, что Индия может заказать дополнительную партию машин ДРЛО и У у другого производителя. Последний – это упомянутая выше бразильская компания «Эмбраер». На базе ее самолета ЕМВ-145 индийские специалисты создали, если можно так сказать, облегченный вариант машины ДРЛО и У. Специальное радиотехническое оборудование для нее, сообщили автору данного материала на выставке «Аэро Индия-2011» индийские специалисты, в основном сконструировано и производится предприятиями Индии под общим руководством Организации по оборонным исследованиям и разработкам (DRDO).

Информация о планах индийских военно-воздушных сил приобрести дополнительное количество самолетов ДРЛО и У появилась в конце мая 2011 года – к тому времени правительство одобрило просьбу командования ВВС закупить восемь таких машин, три из которых будут поставлены из-за рубежа, а пять – построены в Индии. До конца года Минобороны страны должно подготовить и направить заинтересованным сторонам запрос о предоставлении исчерпывающих сведений о первых трех самолетах. Похоже, речь идет именно о больших машинах ДРЛО и У – вполне вероятно, что это и есть вторая тройка А-50ЭИ, о которой говорил в Бангалоре заместитель генерального директора Рособоронэкспорта Виктор Комардин. Остальные же пять самолетов, которые намечается построить в самой Индии, являются скорее всего дополнительной партией машин на платформе бразильского ЕМВ-145. Головной самолет из первой партии (три машины) должен прибыть в Индию в середине текущего года, а все три самолета намечено принять в эксплуатацию не позднее 2014-го.

Источник

No comments:

Post a Comment