Во второй день работы Парижского международного аэрокосмического салона военное подразделение концерна «Эрбас», «Эрбас Милитари», и израильская компания «ЭЛТА Системс», дочерняя фирма корпорации «Израэл Аэроспейс Индастриз» (IAI), подписали соглашение. Официально оно именуется Меморандум о взаимопонимании и предусматривает совместную разработку и маркетинг на международном рынке нового самолета ДРЛО и У, созданного на базе военной многоцелевой авиационной платформы европейского авиастроительного консорциума – С295.
Отличительная особенность будущей машины – радар с активной фазированной решеткой в «грибообразном» обтекателе, смонтированном в хвостовой части самолета и позволяющем обеспечить РЛС сектор обзора 360 градусов. При этом радиолокационный комплекс с АФАР, который специалисты «ЭЛТА Системс» относят к 4-му поколению, является новинкой израильской компании и примечателен тем, что разработчикам удалось интегрировать в одной сборке собственно антенну радара и аппаратуру системы госопознавания, а также обеспечить автоматическую компенсацию ошибок, вызываемых колебаниями машины по крену и тангажу.
С другой стороны, не совсем понятно, зачем делать механически вращающийся дисковидный обтекатель при наличии РЛС с АФАР, которая как раз и позволяет за счет возможности осуществлять электронную переброску луча отказаться от громоздкой системы механического вращения антенны.
Скажем, если ВМС США и корпорация «Нортроп Грумман» решили установить на модернизированных палубных самолетах ДРЛО и У E-2D «Эдвансд Хокай» радиотехнический комплекс AN/APY-9 с комбинированным сканированием – электронным сканированием луча по вертикали и электронным/механическим сканированием по горизонтали – тут все ясно: этот комплекс не обладает, как многие думают, активной фазированной антенной решеткой в полном ее понимании, а потому и не может осуществлять электронную «переброску» луча по азимуту на все 360 градусов (по разным данным, лишь в пределах сектора 60–90 градусов), поэтому и приходится вращать антенну механически. Командование американского флота сознательно пошло на выбор такого радара, поскольку в то время (программа была начата в 2002–2003 годах) посчитало технологию АФАР «слишком неоднозначной». Однако с той поры все кардинально поменялось, и если израильская компания поставляет полноценную активную фазированную антенную решетку, то зачем применять еще и механическое вращение?
Прототип нового ДРЛО и У С295, пока что с массогабаритным имитатором радара и обтекателя, совершил первый полет с аэродрома сборочного предприятия «Эрбас Милитари» в Севилье 8 июня 2011 года. По результатам первого этапа летных испытаний было заявлено о подтверждении правильности выбранных конструктивных решений и примененных технологий, а также возможности обеспечения нормальной, беспомеховой работы РЛС и вращающегося обтекателя. Сегодня компании «Эрбас Милитари» и «ЭЛТА Системс» проводят работы по интеграции на борт самолета специальной аппаратуры, включая РЛС с АФАР, необходимые вспомогательные системы и прочее. Во время работы Парижского аэрокосмического салона на статической стоянке как раз и демонстрировался летный прототип С295.
По словам разработчиков, С295 будет иметь самый низкий уровень – в стоимостном и временном выражении – техобслуживания среди всех современных ДРЛО и У, а благодаря высокой унификации по конструкции с другими модификациями самолета С295 – транспортник и БПЛА – заказчик имеет реальную возможность сформировать на базе единой платформы парк летательных аппаратов, способных решать широкий круг задач. Следует также отметить, что кроме основной РЛС – с антенной в дисковидном обтекателе – под фюзеляжем установлена антенна многоцелевой РЛС, предназначенной для эффективной разведки наземных и надводных целей, их классификации и сопровождения.
Владимир Щербаков,
Права на данный материал принадлежат Военно-промышленный курьер
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
No comments:
Post a Comment